Новости и события Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном округе

Ленинский декрет о Ямале Ямальская экспедиция, история

8 апреля 1921 Владимир Ленин подписал очередной декрет. Этих законодательных актов тогда было выпущено немало, новая страна начинала новую жизнь. Но этот стоит наособицу.

Север, и особенно река Обь, были в центре внимания, потому что по Оби шли так называемые Карские караваны. Страна Советов продавала всё что можно, в основном, продукты и пушнину, а покупала необходимое оборудование, которое было необходимо для индустриализации. И много чего ещё.

В этом документе, о котором сейчас почти никто не знает, чётко оговорилось, что:

«Исходя из неотложной необходимости создания Великого Северного пути из Сибири в Европу и в наши северные порты для экспорта хлеба, рыбы, мяса, пушнины, жировых продуктов, богатств недр и поверхности земли…. и учитывая государственное значение Сибири, Совет Труда и Обороны постановил:

1. Поручить Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ) организовать Ямальскую экспедицию.

2. Поручить ей обследовать:

а) Ямальский, затем Туруханский водные пути;

б) подходы к ним по Обской, Байдарацкой и Тазовской губам;

в) возможность устройства порта у мыса Марре-Сале;

г) устройство железнодорожных и гужевых путей через местные водоразделы.

Всем учреждениям РСФСР предписывается оказать полное содействие экспедиции».

Впрочем, этот декрет, по большому счёту, остался на бумаге, хотя сделано было немало. Например, Константин Носилов обследовал полуостров Ямал. Позже Константин Дмитриевич написал много рекомендаций для дальнейшего развития Ямало-Ненецкого округа. Его советы использовали вплоть до 70-х годов.

Огромную роль в развитии округа сыграло Главное управление Северного морского пути, которое работало в 30-х годах. Потом строительство железной дороги под номерами 501 и 503.

А словосочетание «Ямальская экспедиция» использовали различные конторы.